Управленческий консалтинг

Всем субъектам бизнеса приходится принимать различные управленческие решения. Например: как сократить расходы в конкретном сегменте, как перестроить работу в изменившихся условиях, стоит ли осваивать новые рынки и пр. Поиск ответов на эти и другие вопросы можно перепоручить консультантам, специализирующимся именно на сфере управления. Консалтинговая компания может вывести бизнес из кризисной ситуации и поспособствовать повышению эффективности работы.

Примечательно, что управленческий консалтинг является важнейшим направлением! Эксперты выполняют действия, направленные на рост показателей, что особенно актуально для компаний, у которых эти показатели приняли статичное положение. Содержать в штате экспертов подобного плана – невыгодно, но периодически пользоваться их услугами – предпочтительно, причем, это актуально и для представителей малого бизнеса. На основании рекомендаций данных специалистов руководитель компании может изменить стратегическое планирование, внедрить новые методы управления и изменить кадровую политику, сделав ее более эффективной.

Содержание:

 

Цели управленческого консалтинга

  1. Повышение эффективности работы руководящего состава.
  2. Поиск и выявление новых возможностей, а также инструментов для их реализации.
  3. Анализ внутренних проблем компании, касающихся ее деятельности.
  4. Разработка новых методов управления.
  5. Помощь в решении проблем, связанных с занимаемой нишей.
  6. Помощь в формировании более эффективной стратегии.
  7. Поиск путей решения вопросов, касающихся микроклимата в коллективе, с целью улучшения взаимодействия между его членами.
  8. Внедрение изменений.

 

Типы управленческого консалтинга  

Для управленческого консалтинга характерны два подхода: процессный и проектный. И у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Процессный тип отличается глубиной, и его применение не позволяет решить проблему моментально, но даёт возможность детально в ней разобраться. Эксперт, использующий подобный подход, не даёт советов, основанных на имеющемся опыте. Потому что к клиенту нужен особый подход, индивидуальный. Данный тип консультирования более затратен по времени и требует усилий. Но он позволяет сформировать стратегическое планирование, используя для этого разные методики.

Применение проектного типа позволяет найти решение практически сразу же, оперативно. Оно формируется экспертами, руководствующимися накопленным опытом, поскольку в их практике наверняка возникали похожие ситуации. Схема «проблема-решение» работает лишь в том случае, когда ответ на вопрос лежит на поверхности. Проектный тип даёт возможность решить локальные задачи, препятствующие осуществлению планов компании. Примечательно, что процессный тип управленческого консалтинга больше всего подходит компаниям, которые не могут выйти на запланированный уровень прибыли или находятся в кризисном состоянии.

 

Виды управленческого консалтинга

  1. Кадровый. Исходя из названия несложно догадаться, что эта деятельность направлена на подбор квалифицированных кадров, формирование корпоративной этики, создание системы нематериального стимулирования и повышение уровня профессионализма, что достигается, в том числе, при помощи обучения.
  2. Маркетинговый. Задача консультантов – обеспечить продвижение компании, ее товаров или услуг на рынке. Для этого сначала проводится тщательное изучение целевой аудитории и анализ ее потребностей.
  3. Стратегический. Анализируется положение субъекта бизнеса на рынке, с учётом его специфики и конкурентных преимуществ. Задача экспертов – выстроить высокоэффективную бизнес-модель с учётом всех рисков.
  4. Организационный. Эта разновидность управленческого консалтинга включает в себя не только планирование деятельности компании, но и распределение обязанностей сотрудников, оптимизацию документооборота и информационного обмена, а также построение схем структурно-функционального характера.
  5. Финансово-экономический. Его суть сводится к анализу финансово-хозяйственной деятельности, который даёт возможность понять: насколько она результативна и какие действия следует предпринять для повышения ее эффективности.

Кому это нужно?

Нельзя сказать, что управленческий консалтинг нужен всем. Потому что многие руководители достаточно компетентны для того, чтобы обеспечить своему бизнесу планомерное развитие. Но при этом важно понимать, что управленческий консалтинг – это многофункциональная услуга, направленная на развитие и совершенствование управленческих компетенций руководящего состава, улучшение взаимодействия между менеджерами, численный рост клиентов и пр. Управленческий консалтинг нужен бизнесу, если у компании изменился вектор развития или возникла потребность в корректировке ценовой политики.

Кроме того, вовлечение в процесс компетентных экспертов необходим, если планируется расширение целевой аудитории или вывод на рынок нового продукта. Компания не может нормально функционировать, если внутри нее постоянно возникают разногласия между управленцами или есть другие внутренние проблемы. Все это – поводы для привлечения профессиональных консультантов, услуги которых особенно востребованы в период колебания цен на нефть и курсов валют. Осложняет ситуацию и нестабильная геополитическая обстановка, из-за которой повышается вероятность потери прибыли и позиций на рынке.

 

Методы управленческого консалтинга

Самым популярным является метод SWOT-анализа, который расшифровывается так: сила, слабость, возможности, проблемы. Применение SWOT-анализа позволяет найти ответы на вопросы относительно использования компанией своих конкурентных преимуществ и вообще всего того, что принято называть сильными сторонами. Также, SWOT-анализ даёт возможность обнаружить и проанализировать слабые стороны компании, которые требуют корректировки. И наконец, SWOT-анализ помогает оценить шансы на развитие компании, имеющей определенные ресурсы, в том числе, и в виде персонала.

Преимуществами SWOT-анализа являются простота его проведения и вариативность. Потому что для выявления сильных и слабых сторон компании достаточно провести экспресс-анализ. Он также позволит выявить связи между существующими проблемами и возможностями. И для проведения расчетов не нужны обширные сведения. Даже экспресс-диагностика позволяет экспертам найти оптимальные решения, позволяющие сбалансировать деятельность компании. Что тогда говорить о сводном SWOT-анализе, который отличается масштабностью и глубиной! Но у SWOT-анализа есть и недостатки в виде отсутствия временной динамики и показателей, дающих возможность дать более точную оценку работы компании.

 

Другие методы управленческого консалтинга

Здесь речь пойдет, конечно же о бизнес-коучинге. Под этим термином принято понимать методику индивидуальной работы с персоналом. Цель этой работы – приобретение умения находить пути решения проблемы и видеть их в перспективе. Плюс к этому – приобретение навыков принятия решений и готовности нести за них ответственность. Благодаря коучингу, можно будет посмотреть на бизнес-процессы под другим ракурсом и увидеть то, что ранее было скрыто. Это позволит сформулировать стратегию дальнейшего развития и определить способы достижения поставленных целей.

Бизнес-коучинг предполагает использование различных методик. Например, это: тренинги, деловые игры, организационная самодиагностика, нейролингвистическое программирование и многое другое. Примечательно, что бизнес-коучи могут использовать сразу несколько методов, что позволяет добиться более заметных результатов. Эта процедура особенно рекомендована к проведению в отношении тех специалистов, которые по долгу службы должны принимать решения самостоятельно и уметь работать в команде. Стоит отметить, что бизнес-коучинг – это и есть кадровый консалтинг, который необходим при смене руководства, нездоровом микроклимате в компании, возникновении трудовых споров и в других случаях.

 

Этапы управленческого консалтинга

Клиент должен осознать факт того, что проблема существует и поэтому есть потребность в обращении в консалтинговую компанию. Этот этап называется предпроектным. После этого процесс переходит в проектную стадию, которая со стороны экспертов требует проведения ряда работ. Это – диагностика бизнеса клиента, поиск решений и их внедрение. Завершающая стадия – постпроектная. На этом этапе проводится анализ результатов и оценка текущей ситуации в компании. На реализацию проекта может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Потому что многое зависит от масштабов бизнеса и от того, с какими проблемами он столкнулся.

 

Выбор консалтинговой компании

Управленческий консалтинг – сфера непростая, и хороших специалистов найти крайне сложно, несмотря на обилие предложений. Поэтому, консалтинговую компанию нужно выбирать, руководствуясь чужим опытом. Отзывы в Интернете – вещь субъективная, равно как и рейтинги, построенные на их основе. Поэтому, изучая отзывы и рейтинги, следует вспомнить о критическом мышлении и применить его на практике. Если появилась компания-кандидат на роль управленческого консультанта, то следует попросить ее сотрудников привести конкретные примеры своей деятельности. Солидная консалтинговая компания может предоставить для ознакомления историю сделок, благодаря которой можно узнать, какие организации обращались к ней за помощью. И, конечно же, огромное значение имеет договор, который тщательно изучается перед подписанием!

Вам может быть интересно:

Оставить комментарий